Пит Мондриан и его цветные матрицы

145 лет назад 7 марта родился нидерландский художник, который одновременно с Малевичем и Кандинским положил начало абстрактной живописи. Питер Корнелис, он же впоследствии Пит Мондриан (этот псевдоним он взял в Париже) в раннем возрасте проявил интерес к живописи. Он начинал с пейзажей и натюрмортов, которые были довольно просты и аскетичны, но со временем художник отказался от естественных форм и перешёл к беспредметному абстрактному искусству. Начались поиски «денатурализированного» искусства, универсальной гармонии, внутри которой сокрыты фундаментальные законы, управляющие вселенной.
В начале 1910-х годов Мондриан работал над циклом картин, изображающих дерево, цветы, море, церковь. Он писал их по несколько раз, постепенно упрощая, и в конце концов от них осталась лишь схема из чистых цветов и линий, пересекающихся под прямым углом.

В 1920-е годы Мондриан приходит к визуальной формуле его знаменитых раскрашенных в желтый, синий и красный матриц, где каждый цвет и форма имеют своё значение. Расположение линий на холсте упорядочилось до такой степени, что они стали представлять собой правильные решётки с ячейками, которые закрашивались тремя основными цветами.
«Нет ничего конкретнее, чем линия, цвет, плоскость», эти слова Пита Мондриана в полной мере описывают последний период его творчества. Простота линий и образов Мондриана стала основной идеей голландского движения De Stijl. Философия этого объединения состояла из совмещения искусства и реальности. Таким образом родился новый универсальный язык творчества, понятный каждому.

Вот самые известные аллюзии на его творчество: в 30-х годах французский модельер Лола Прусак (Lola Prusac) создала линейку чемоданов и сумок со вставками из красных, синих и жёлтых квадратов кожи. А в 1965 году Ив Сен-Лоран (Yves Henri Donat Mathieu-Saint-Laurent) представил знаменитые платья «Мондриан» — без воротника и рукавов, из трикотажного полотна, с декором в виде «цитат» из картин художника-абстракциониста.

Boogie-Woogie
В Америке, в Нью-Йорке, он пишет свое последнее полотно «Буги-Вуги Бродвея», или «Победа Буги-Вуги». Абстрактная композиция наиболее точно передает ритмичное биение пульса нью-йоркского Сити середины 40-х. Мондриан создает достаточно цельное полотно, в котором, кажется, не только слышишь музыку, но и созерцаешь архитектуру, увиденную из окон ателье. Это массивный мир, над которым парят тени — самого Пита Мондриана и его зрителей. В картине автор использует только три основных цвета, лишь изредка обращаясь к черному, необходимому, по его мнению, лишь для «формообразующей математики». Впоследствии этот стиль назовут неопластицизмом.

IMG_1701
Художник умер от воспаления легких в возрасте 71 года в Нью-Йорке, похоронен в Бруклине.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s