Джон Эткинсон Гримшоу — случайное повторное знакомство

Сегодня хотелось бы уделить внимание забытому, но воскресшему во второй половине XX века, художнику Викторианской эпохи по имени Джон Эткинсон Гримшоу (John Atkinson Grimshaw). И я не вспоминала о его творчестве, пока случайно не наткнулась на фотографии его картин, не поверите, в предлагаемой моим смартфоном программе по выбору обоев рабочего стола. Краткая биографическая справка, приведенная в программе, не дала мне много информации о жизни и творчестве живописца, тем более что известно, что мастер не оставил после себя никакого письменного наследия: ни писем, ни записей, ни статей, ни книг.

Джон Эткинсон ГримшоуЕго творческая стезя началась в 1861 году, когда он бросил вопреки желанию родителей, работу клерка в железнодорожной компании и занялся живописью. Уже в 1862 году Гримшоу стал выставляться в своем родном городе Лидс под эгидой философского и литературного общества. Он любил изображать птиц и натюрморты, в основном с цветами и фруктами. В 70-е гг. он приобрел популярность и смог приобрести просторный дом в графстве Северный Йоркшир.

На творчество Гримшоу оказали влияние прерафаэлиты (направление в английской поэзии и живописи во второй половине XIX века, образовавшееся в начале 1850-х годов с целью борьбы против условностей викторианской эпохи, академических традиций и слепого подражания классическим образцам). Он писал пейзажи, проработанные до малейших деталей, с тщательным выбором освещения и цвета. Часто он писал пейзажи, типичные для определённого времени года или для определённых погодных условий. Очень характерны для него виды улиц и предместий, а также лунные пейзажи портов в Лондоне, Лидсе, Ливерпуле и Глазго. Ему удавалось удачно передавать эффекты освещения, и часто тем самым картины передавали настроение.

Его работы зачастую получались фотореалистичными, в общем-то, он и преследовал цель передачи самых малейших нюансов пейзажей городов. Однако некоторые полотна достаточно экспрессивны в плане технического исполнения и «молниеносны» — если это сумерки, то это какой-то один проходящий момент этого времени суток, если заходящее солнце – то солнце конкретного дня. Его живопись не представляется растянутой во времени, а поэтому она уже не может быть скрупулезно «выписанной». Гримшоу стоит на стыке символизма, импрессионизма (раскрытого не в полной мере) и реализма. Эдакое оптимальное для восприятия сочетание.

Стоит также упомянуть о сходстве картин Гримшоу с сюжетами Каспара Давида Фридриха (1774-1840). На мой взгляд их объединяет тонкий лиризм, душевный надрыв, некоторая отрешенность, мечтательная и меланхоличная созерцательность.

Джон Гримшоу умер 13 октября 1893 года в своем родном городе Лидс. Крупнейшее собрание его работ находится в городской галерее Лидса.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s