Последняя любовь Шагала

Марк Шагал обратился к технике витраж, когда ему было уже за 70 лет. Витражи так увлекли художника, что он быстро освоил технику и стал одним из самых известных витражистов XX века. Здесь он преданно следует своему стилю и манере — его стилистическая фабула не может быть не узнана. Шагал создавал витражи для соборов Великобритании, Франции, Швейцарии, США, синагог Иерусалима, приемный зал здания Генеральной Ассамблеи ООН (здесь находится «Окно мира» высотой почти 3,5 метра).

Один из важных заказов художник получил от семьи Рокфеллеров. В живописной долине реки с езды от Нью-Йорка, расположено имение Кайкит (Kykuit), в котором проживали четыре поколения семьи Рокфеллеров. В 40-комнатном особняке постройки 1913 года, на территории болеетысячи гектар, выставлены работы известных художников и скульпторов, включая Пабло Пикассо. Имение отчислено к культурным и историческим памятникам США. Здесь же находится небольшая церковь, которая привлекает внимание туристов. В церкви десять витражный окон: два больших в торцах здания и по четыре на боковых стенах. Один из витажей, окно-роза, был создан Анри Матиссом, остальные девять — Марком Шагалом.

Бывший вице-президент США Нельсон Рокфеллер, внук нефтяного короля Джона Рокфеллера, предложил установить в церкви, в память о своей матери Эбби (Abby Aldrich Rockefeller) витраж круглой формы, который решено было заказать Анри Матиссу. Эбби была большой покровительницей искусств, она основала в 1929 году Музей современного искусства в Нью Йорке и была активной прихожанкой этой церкви (Union Church). Эбби Рокфеллер была дружна с Матиссом, часто принимала его у себя дома. Прикованный к постели 84-летний Матисс не смог отказать им и завершил эскизы витража, а также выбрал цвета и тип стекла за два дня до своей кончины. Круглый витраж — «роза» был открыт в мае 1956 года, в день Матери.

Когда не стало Джона Рокфеллера-младшего, Дэвид Рокфеллер задумал установить в церкви витраж в память об отце. «Два витража, установленные напротив друг друга, чтобы увековечить память об отце и матери, словно снова соединят на земле эту пару, прожившую вместе долгую и счастливую жизнь», — писал Дэвид. Однако братья и сестра Рокфеллеры долго не могли найти художника, которому они могли бы доверить это важное задание. Возможно, в выборе художника свою роль сыграли слова Пабло Пикассо, который в 50-х годах сказал, что когда Матисс умрет, Шагал останется последним художником, который действительно понимает что такое цвет. Марк Шагал с радостью откликнулся на просьбу семьи. Большой витраж «Добрый самаритянин» был установлен в 1964 году. Покоренные талантом мастера, Рокфеллеры заказали ему цикл из восьми витражей меньшего размера. Семь из них созданы на темы Ветхого завета, и только восьмой витраж воссоздает сюжет Нового завета. Он называется «Распятие» и установлен в память о Майкле Рокфеллере, сыне Нельсона. Известному художнику было уже 80 лет, когда он выполнял этот заказ.

Марк Шагал прожил долгую жизнь, и за 98 лет его художественный талант проявлялся не только в живописи. Он оформлял книги, проектировал театральные декорации, увлекался гравюрами, изготовлением гобеленов, керамикой и, конечно, своей последней любовью — витражами.

Окна америки шагал

Цикл работ в технике витраж «Американские окна» («Окна Америки») создан Щагалом в 1977 году и сейчас находится в Чикагском Институте искусств. Размеры 2,44 х 9,78 м. Это удивительное переплетение исторических образов Америки, ее быта и культуры с религиозными символами и ностальгическими воспоминаниями художника о родном Витебске и других любимых мастером городах. Силуэты чикагских улиц, статуя Свободы, пустынные витебские улочки с летящими над ними влюбленными, Эйфелева башня, голова библейского осла — словно частички волшебного калейдоскопа эти элементы рождают чарующие картины Америки, какой видел ее Марк Шагал.

Создавая образ Америки, Шагал объединил ее стремление к независимости с четырьмя направлениями искусств: музыкой, живописью, театром и танцем. В первом «окне» — мелодичность Америки — раскрытая партитура, скрипка, музыкант и другие связанные с музыкой образы. Вторая панель олицетворяет изобразительное искусство — здесь есть мольберт, кисти, детали картин. Третье и четвертое панно — сердце композиции — посвящены независимости США, ее самобытности и истории. Пятая панель — это «окно» в театр, а на шестой картине «живет» зажигательный танец.

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s