Сергей Щукин: «Если при взгляде на картину испытываешь шок — значит, надо брать»

Вспомним сегодня Сергея Ивановича Щукина, московского купца и коллекционера искусства, собрание которого положило начало коллекциям французской модернистской живописи в Эрмитажае и ГМИИ.

сергей щукинСергей Щукин родился 27 июля 1854 году в купеческой старообрядческой семье. В детстве из-за заикания маленький Сережа был вынужден оставаться на домешнем обучении. Много позже после длительного лечения в саксонской клинике, ему удалось окончить в 1876 году Высшую коммерческую академию в Гере, Тюрингия. Вернувшись в Москву, он вскоре присоединился к семейному предприятию «И. В. Щукин с Сыновьями», а после смерти отца Сергей Иванович оказался единственным наследником, который имел интерес и желание вникать в семейное дело. Братья его были слишком увлечены светской жизнью и коллекционированием произведений искусства, в то время как Сергею Ивановичу это пока не было близко. Если он и приобретал картины, то  исключительно для украшения дома. Таким образом, Сергей Щукин стал крупнейшим российским предпринимателем — и показал себя, как человек крайне одаренный в этой сфере.

В 1884 году Сергей Иванович женился на Лидии Григорьевне Кореневой, дочери екатеринославского помещика. В семье было три сына – Иван, Сергей и Григорий – и дочь Екатерина. В доме Щукиных в Большом Знаменском переулке устраивались вечера камерной музыки.

коллекционер щукин

В1905 году произошло событие, которое потом повлекло за собой черед несчастий для семьи Щукина. Исчез из дома младший сын Сергей (по слухам покончил собой, утопившись в реке). Через два года умирает его жена Лидия, которая не вынесла горя (по некоторым фактам она покончила с собой, приняв смертельную дозу снотворного). Через некоторое время. Вскоре покончил с собой сын Григорий, а через несколько месяцев застрелился брат Иван. Неспособный осмыслить происходящее, Сергей Щукин пытался уйти в паломничество, стать затворником. Но, не успев далеко уехать, понял, что его место — в мире коммерции и искусства, он нуждается в утонченных и красивых вещах. Не аскеза была предназначена этому человеку, а открытие всему миру и своим согражданам, в частности, Матисса и Пикассо, Гогена и Моне.

В эти тяжелые годы Щукин провел множество рискованных и успешных сделок и очень активно покупал картины. Открыв для себя Матисса в 1906 году, Щукин оставался верен ему, сколько это было возможно, — до своей эмиграции. Результатом их дружбы и сотрудничества стала розовая гостиная в щукинском особняке, картины в которой, включая «Игроков в шары», были размещены под наблюдением самого художника во время его приезда в Москву (1911).

Формирование коллекции прошло в два этапа: в 1897—1906 годах Сергей Щукин приобретал картины импрессионистов, в 1906—1914 годах его интересы перешли к постимпрессионизму. Сергей Щукин часто бывал в Париже и перевёл крупную сумму на отдельный банковский счёт в Берлине, чтобы оперативно оплачивать покупки. Этими деньгами Сергей Щукин позднее мог пользоваться, когда был вынужден эмигрировать.

В 1908 году в журнале «Русская мысль» появилась статья П. П. Муратова «Щукинская галерея — очерк по истории новейшей живописи», в которой был впервые указан состав собрания и обнародована воля владельца о передаче в будущем этой коллекции в дар Третьяковской галерее. С 1909 году С. И. Щукин открыл свой особняк для посещения всех желающих ознакомиться с коллекцией.

Считается, что первое полотно Клод Моне, купленное им в ноябре 1898 года — «Скалы в Бель-Иль» (ГМИИ). Это была первая картина Моне, появившаяся в России. К середине 1900-х годов Щукин приобрел одиннадцать полотен мастера (среди них — «Сирень на солнце» и «Скалы в Бель-Иль»). Впоследствии его собрание обогатилось полотнами Джеймса Уистлера, Поля Синьяка, Анри Руссо.

В столовой особняка Щукина висело 16 картин Поля Гогена  — они были сдвинуты одна к другой так тесно, что сначала зритель даже не отмечал, где кончается одна и начинается другая. Создавалось впечатление фрески, иконостаса, как отмечал журнал «Аполлон». Оценить Гогена Щукин смог лишь после некоторого усилия: купив первое полотно, он повесил его в своем кабинете и долго привыкал к нему, рассматривая в одиночестве. Зато, распробовав, скупил почти весь таитянский цикл.

С работами Пабло Пикассо Сергей Щукин познакомился, посещая частные дома, в частности, «салон» Гертруды Стайн и собрания её братьев. В число покупок Щукина вошли: «Любительница абсента», «Старый еврей с мальчиком», «Портрет поэта Сабартеса», другие работы розового и голубого периодов, а также кубистические «Женщину с веером», «Фабрику в селении Хорта де Эбро». Собрание Щукина пополнили «пикассо» из собрания Стайнов, распроданного в 1913 году.

Известен принцип, по которому Сергей Иванович отбирал картины для своей коллекции: если при взгляде на картину испытываешь шок — значит, надо брать. Вот почему вышло так, что и сам Щукин, не менее других, видимо, шокированный идеями авангардных художников, все же их поддерживал финансово и воодушевлял оказанным предпочтением. Это было трудно: увлечение Щукина не понимал и не разделял практически никто на его родине. Его осуждали и даже называли «греховным» — это потому, что Сергей Иванович в домовой церкви понавесил Ренуара да Пикассо.

После октябрьских событий 1918 галерею Щукина национализировали и через год она стала общедоступным «Первым музеем новой западной живописи». Какое-то время Сергей Иванович исполнял обязанности директора музея, его хранителя и экскурсовода — но не выдержал происходящего и покинул страну, поселившись в Париже.

В 1929 году «Музей новой западной живописи» соединили с коллекцией Ивана Морозова (также эмигрировавшего с семьей в 1919) и разместили в особняке Морозова на Пречистенке. А в 1948 году музей расформировали. Сегодня лучшие картины из коллекции Щукина хранятся в Эрмитаже и Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина.

По оценкам аукционного дома Sotheby’s стоимость коллекции Сергея Ивановича Щукина на 2012 год составляла 8,5 млрд долларов США.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s