Вопрос первый. Как понимать искусство? Ответ.

марк роткоЧасто или не очень, всегда или никогда, но некоторые люди, приходя в музей испытывают определенные сложности с понимаем (интерпретацией) искусства (предметов искусства) и поспешно делают совершенно неправильные выводы. Так было, так есть и так будет. Человеку свойственно отвергать то, что ему не нравится, и не пытаться «дать зеленый свет» смыслам, которыми наделены те или иные произведения искусства. Человек быстро закрывает глаза на непонятное или не достаточно логическое, теряя к этому всякий интерес.

Искусство — это единица объемная и многозначная. Для него практически не существует ограничений, но оно живет по канонам человеческого сознания, которое присуще всем людям, а следовательно, какой стороной не было бы повернуто к нам искусство, оно будет доступно человеку на той или иной стадии.

Существует, на мой взгляд, три фактора восприятия и понимания искусства (независимо от того, каким образом и что оно нам являет). Первое, это уметь СМОТРЕТЬ на произведение. Да-да, именно смотреть! Можно прийти в музей и «посмотреть» все представленные в экспозиции работы, ну скажем, за полчаса. В итоге, можно заключить, вы ничего не увидели, хотя отзывы можно с точностью предсказать. Смотреть на произведение искусство необходимо со всех сторон, вдоль и поперек. Стоит понять, какой материал используется художником, какой формат, какая преобладает цветовая палитра, насколько густо и грубо или тонко и мягко нанесены мазки (или изваяна скульптура, или сделана инсталляция). Все это позволит ощутить творческий рабочий процесс художника, его отношение к художественному образу, настроение и мотивацию.

Второе, уметь ВИДЕТЬ. Не нужно тут же отрицать искусство, если оно вдруг показалось вам каким-то непонятным или ненормальным. Повремените немного, остановитесь перед произведением и попытайтесь увидеть скрытые смыслы, прощупать то, что с первого взгляда показалось неприемлемым. Попытайтесь увидеть красоту в любом художественном проявлении, даже если перед вами чистого рода авторская перверсия. Именно в момент состояния экзальтации, любви и счастья или же отчаяния, боли, уныния, художник обращается к самому дорогому, что у него есть — искусству самовыражения. Это самовыражение может проявляться в абсолютно разнообразных формах. Тут вы вправе парировать и сказать, что любой предмет, «переваренный» художником, превратится в произведение искусства, так же как и любой человек с творческим началом может стать художником. По сути, так и есть, поскольку в каждом из нас заложен творческий потенциал, который либо спит, либо уж если просыпается, то работает на ту или иную мощность. Но здесь не нужно путать настоящий «творческий излом» с нарочитой демонстрацией своего креативного мышления, предлагая неискушенному зрителю принимать любое проявление «внезапного озарения» за искусство.

И, наконец, третье — уметь ДУМАТЬ. При восприятии произведения искусства, даже если вы пока не осознаете, что оно таковым является, необходимо включать мозг на всю мощность. В этом случае, вы получите больше шансов на возникновение разностороннего отношения к тому, что вы наблюдаете. Чтобы «правильно» думать (при условии, что видимое вами не может быть интерпретировано), можно воспользоваться простыми подсказками, как, например, текстовыми сносками, которые располагаются рядом с произведениями. Это, как правило, имя автора, годы его жизни, дата создания и название работы, название материала. Такой информации хватает, чтобы сконструировать на базе собственных знаний и опыта некий каркас художественного объекта (его образа, сюжета, композиции, истории создания), выявить некоторые реминисценции. Смотрите на произведение искусства, пусть будет просто экспонат, пока мы еще не поняли, является ли он искусством, с любопытством, с намерением разгадать все символы и формулы, заложенные в нем. Попытайтесь понять автора и его отношение к миру, ощущение окружающего, а также поставить себя на его место — пропустите через себя цвет, эмоцию, образ, войдите в композицию и дочитайте ее до конца. Если все-таки при всем этом у вас что-то ёкнуло внутри, значит вы приблизились на шаг к тому, чтобы понять, что перед нами искусство.

(© М. К-Б.2017)

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s