Личная коллекция Владимира Спивакова

Хотелось бы напомнить, что в Музее русского импрессионизма проходит чудесная выставка «Увлечения. Личная коллекция Владимира Спивакова», которая включает в себя более 90 экспонатов, среди которых востребованная коллекционерами русская живопись и графика рубежа XIX–XX веков.

музей русского импрессионизма

Особое место занимает уникальная подборка произведений подстекольной живописи — народных религиозных картинок Западной Европы XIX века. Такие «стекла» были очень популярны и как храмовые украшения, и как домашние моленные образки. Красочные и отражающие свет, они заряжали полутемные интерьеры крестьянских домов мистической атмосферой. Маэстро начал собирать подстекольную живопись во французском Кольмаре, где ежегодно проходит международный музыкальный фестиваль под его руководством. Зрители могут увидеть 23 «стекла»: это образы святых и сюжетные композиции с эпизодами земной жизни Христа. Случайная покупка в антикварном магазине положила начало традиции. «Я решил каждый год отмечать кольмарский фестиваль покупкой очередной работы, — рассказал Владимир Спиваков. — Первое «стекло», что я купил, было сценой «Тайной вечери».

Некоторые факты о подстекольной живописи

1. Эта техника появилась в XII-XIII веках, когда мастера стали создавать пластины с библейскими сюжетами и святыми, расписывая их «под стеклом». На эпохи Возрождения и маньеризма пришелся расцвет подстекольной живописи — в этот период времени были созданы самые известные произведения, выполненные в этой технике. А в конце XVIII века подстекольные иконы постепенно становятся массовым явлением и переходят в категорию народного искусства.

2. В Средние века «стекла» можно было увидеть в готических соборах — считалось, что присутствие стекла поддерживало в храмах атмосферу духовности. А светские подстекольные картины барокко и рококо, украшавшие залы в сочетании с зеркалами и тусклым светом от свечей, помогали в создании мистической игры света и тени и завораживающего иллюзорного зрелища.

3. Мастерам удавалось получать необычный для визуального восприятия эффект: плотный по цвету фон под толщей стекла, а на поверхности — мириады сияющих бликов, которые создают ощущение драгоценности материала. Благодаря этому подстекольная живопись стала востребованной техникой как для украшения роскошных предметов декоративно-прикладного искусства, так и для создания станковых произведений искусства, причем не только на религиозные, но и на светские темы.

4. Сложность работы в такой технике состоит в том, что художникам приходится иметь дело с перевертышем. То, что они видят на лицевой стороне, работая над изображением, должно в результате оказаться с обратной — «под стеклом». К тому же подстекольная живопись — это многослойная живопись. Первый шаг — прорисовка всех деталей, затем — заполнение цветом фона. Причем сначала накладывают самые яркие цвета и глубокие тени, потом средние тона.

5. Подстекольная живопись — «холодная»: стекло не обжигают для того, чтобы краска на нем закрепилась. Мастера используют непрозрачные красители, которым не требуется термическая обработка для проявления (по материалам Музея русского импрессионизма).

Выставка работает до 24 сентября 2017. Поспешите, не пожалеете!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s