Вопрос третий. Как мы понимаем, что то или иное произведение искусства нам нравится? Ответ.

толпа в музееКто может сказать, какие факторы играют ключевую роль в осознании того, что произведение (под этим мы понимаем любой продукт творца) нам нравится или даже больше — становится предметом восхищения? Вы слышали о таком явлении, как синдром Стендаля? Наверняка, не раз и, возможно, кто-то даже испытывал его. Отчего так происходит? Ну если не потеря сознания и умопомрачительное состояние с гиперболическим пульсом, то как минимум высокий уровень адреналина и желание находиться как можно дольше рядом с объектом искусства, постигать его, слушать, смотреть, буквально глотать и переваривать.

Если с кинематографом, театром и литературой немного проще, то с живописью и скульптурой дела обстоят сложнее. Прежде всего, это статичное явление и отсутствие «автора-рассказчика-суфлера-актера». Рядом с этими произведениями мы находимся один-на-один в особых отношениях. Мы постигаем цвет, эмоциональный фон, фабулу, как мы себе ее представляем, форму и технику, объем и застывшее время. Живопись и скульптура не имеют развития как такового, в отличие от «живых» кино, театра и литературы. Как правило, мы додумываем сами все этапы — от генезиса до моментальной точки, схваченной на полотне мастером. Мы ищем подсказки, символы и знаки, которые помогли бы нам постичь суть произведения и принять решение о формате нашего отношения к нему.

Другой аспект восприятия и принятия — это отсутствие необходимости что-либо высматривать и разгадывать. В этом случае произведение срабатывает необыкновенным образом, а точнее наши чувства и эмоции стремительно овладевают нами. Когда взгляд останавливается, сердце «замирает», начинают свой кросс мурашки по телу, с головы до ног проходит приятная пощипывающая волна, тогда можно считать, что произведение добросовестно выполняет свою роль, а именно воздействует на организм и затрагивает все эмоционально-психологические центры. Наступил момент принятия и формирования положительного отношения. Тут уже неуместно говорить об оценке, хотя она, конечно, присутствует и имеет высокую степень. Это тонкий механизм, заложенный автором, который, возможно, даже не мыслил себе подобного воздействия в дальнейшем. Здесь есть одна простая истина — подобные произведения несут в себе душу и определенный момент жизни художника, которые, если их постичь, глубоко и стремительно проникают в зрителя. А еще необходимо совпасть с тем состоянием, которое автор испытывал в период работы над созданием своего творения.

А знаете ли вы, что экспрессивные полотна американского художника, представителя абстрактного экспрессионизма Марка Ротко обладают мистической особенностью – по словам многих зрителей, картины, когда наблюдаешь их с близкого расстояния (а именно на этом настаивал сам художник), вызывают сильные эмоции – обостренное чувство одиночества или страха, вплоть до того, что стоя перед ними, особо чувствительные люди могут расплакаться. Казалось бы, что удивительного и вообще привлекательного может быть в «простых неинтересных» картинах художника, однако… «Трагический опыт катарсиса есть единственный источник любого искусства… Мне не интересны взаимоотношения цвета и формы или что-то в этом духе. Мне интересно только выражение основных человеческих эмоций — трагедии, экстаза, отчаяния», — писал Ротко.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s