Модильяни и другие «бедняки» в Санкт-Петербурге

В музее Фаберже в Санкт-Петербурге открылась выставка «Модильяни, Сутин и другие легенды Монпарнаса». Уникальная коллекция художников-бедняков приехала из Парижа в северную столицу. Российский зритель имеет возможность впервые увидеть картины ведущих художников Парижской школы первой трети XX века, собранную их современником и покровителем Йонасом Неттером. В экспозиции представлены работы Мориса Утрилло, Сюзанны Валадон, Амедео Модильяни, Хаима Сутина, Моисея Кислинга и других легендарных мастеров.

владимир воронченко

Эта коллекция интересна тем, что более семидесяти лет она была закрыта для публики. Наттер собрал эту выставку и передал ее семье, где она и находилась все это время. Зрители нашей страны увидят то, что было закрыто для зрителей всего мира. Думаю, выставка вызовет огромный интерес, — говорит Владимир Воронченко, председатель Правления фонда «Связь времен», директор Музея Фаберже.

На выставке «Модильяни, Сутин и другие легенды Монпарнаса» собраны главные жемчужины коллекции Неттера. Одна из интересных картин – «Девочка в голубом» Модильяни. Художник редко писал детей, в основном взрослых моделей. У него всего около десяти картин детей. Но это единственный портрет, где ребенок изображен в полный рост.

модильяни девочка в синем платье

Еще одна изюминка коллекции – картина Жанны Эбютерн, возлюбленной Модильяни. Модильяни встретил, когда ей было 19 лет. Ему тогда было 32. Эту пару не принимали из-за возраста, статуса, национального происхождения. Но он ее поддерживал в творчестве. А картина на выставке – необычная. С одной стороны холста «Адам и Ева». А с другой – «Интерьер с пианино». Правда, второе изображение не доступно зрителям. На выставке также будет показана замечательная подборка картин близкого друга Модильяни — выходца из России Хаима Сутина. Подобно своему другу, Сутин жил и творил в бедности и был известен как человек неврастеничный, болезненный и гиперчувствительный. Свой мятущийся характер художник в полной мере воплотил в живописи, создав собственную разновидность экспрессионизма. В коллекции Неттера представлены все жанры, в которых работал Сутин — портреты, натюрморты, городские и сельские пейзажи. Считая себя преемником старых мастеров, Сутин утверждал, что мотив изображения туш животных был подсказан ему картиной Рембрандта «Туша быка». Свою версию картины Сутин писал с натуры, купив тушу на скотобойне и подвесив ее в своей мастерской. Художник работал медленно, и вонь стала столь невыносимой, что соседи пожаловались в санитарную службу. Чтобы дать Сутину возможность закончить картину, санитары предложили обработать тушу быка формалином. Через несколько дней высохшее мясо потеряло свой насыщенный цвет, и тогда Сутин раздобыл на той же скотобойне ведро свежей крови. Бык, смазанный кровью при помощи кисти, стал «еще красивее, чем был».

хаим сутин туша

Йонас Наттер собирал картины не с целью заработать. Он покупал их, потому что они ему нравились. После смерти все произведения достались его семье. Дочь Неттера продавала картины, но его сын скупал их назад, стараясь сохранить наследие отца. Сейчас вся коллекция стоит несколько миллиардов долларов.

морис утрилло

Живопись Мориса Утрилло представлена целой серией пейзажей, относящихся к лучшему — «белому» — периоду его творчества. Первые уроки живописи Утрилло получил от своей матери — художницы, а в молодости любимой натурщицы Ренуара и Тулуз-Лотрека — Сюзанны Валадон, чьи работы также можно будет увидеть на выставке. Утрилло стал мастером монохромных, отличающихся изысканным чувством тона городских пейзажей, передающих ощущение одиночества и меланхолии.

 

моисей кислиниг неттер

Портрет Йонаса Неттера кисти Моисея Кислинга

Яркий контраст эфемерным работам Утрилло создают насыщенные по цвету картины Моисея Кислинга, среди которых — портрет коллекционера Йонаса Неттера. Последнего с Кислингом связывала дружба, что неудивительно: Кислинг был истинной душой Монпарнаса, человеком излучавшим, по свидетельству современника, «энергию, в которой смешивались жизненность, любовь, сексуальность и творчество». Он был постоянным посетителем кафе «Купол», «Ротонды» и многочисленных костюмированных балов, которые устраивались в мастерских, в частных домах и салонах.

Всего на выставке представлено более 120 произведений художников Парижской школы, составляющих ядро уникальной коллекции Йонаса Неттера. Выставка организована Культурно-историческим фондом «Связь времен» и Музеем Фаберже в Санкт-Петербурге. Куратор выставки Марк Рестеллини — историк искусства, музейный декоратор, один из ведущих мировых экспертов по творчеству Амедео Модильяни.

Выставка в музее Фаберже проходит с 25 ноября 2017 по 25 марта 2018 года.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s