Иуда Искариот

Перечитала вчера повесть Леонида Андреева «Иуда Искариот». В этой примечательной интерпретации истории автор создал сложный и противоречивый образ Иуды, любящего, но предающего Христа. Согласно тексту Иуда — самый настоящий из всех представленных персонажей христианин, сумевший вскрыть потаенную истинную природу приближенных к Христу учеников и других сынов человечества. Единственный, кто смог понять происхождение Иисуса, он берет на себя все грехи людские, предавая Учителя и продолжая горячо любить его. Его жертва самая правдивая, в то время как никто другой из «преданных» апостолов не жертвует собой, а лишь задается вопросом: «А что мы могли сделать?». Ни суд верховный, ни народ, ни ученики Христа не представляются благородными, несущими в сердце своем истинную светлую веру и любовь к Учителю. Лишь Иуда — вор, негодяй, предатель — воскресает в светлом ореоле правды — той правды, которую никто никогда не осмелился бы обнажить.

Но конечно же, образ Иуды у современного человека и человека ранних времен всегда соотносился с образом самого злейшего врага. В европейской иконографии и живописи Иуда Искариот традиционно предстает как духовный и физический антипод Иисуса, как, например, на фреске Джотто «Поцелуй Иуды» или на фресках Беато Анджелико, где он изображен с чёрным нимбом над головой. В византийско-русской иконографии Иуда Искариот обычно повернут в профиль, как и бесы, чтобы зритель не встретился с ним глазами. В христианской живописи Иуда изображается темноволосым и смуглым человеком, чаще всего молодым, безбородым человеком, иногда негативным двойником Иоанна Боголова (обычно в сцене тайной вечери). На иконах, называемых «Страшный суд», Иуда Искариот часто изображается сидящим на коленях у Сатаны. В искусстве Средневековья и раннего Возрождения на плече Иуды часто сидит демон, нашёптывающий ему дьявольские слова. Один из самых распространенных мотивов в живописи, начиная с эпохи раннего Ренессанса, — повешение Иуды Искариота на дереве; при этом он часто изображается с кишками, выпавшими наружу (эта же деталь была популярной в средневековых мистериях и мираклях).

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s