Малевич VS Дюшан

Вопреки господствующему представлению, «Фонтан»-писсуар Дюшана не является «произведением искусства» в общепринятом смысле этого слова. Дюшан и сам совершенно недвусмысленно подтвердил это в письме к Гансу Рихтеру: «Когда я открыл для себя принцип реди-мейдов, я надеялся положить конец всему этому карнавалу эстетизма. Но неодадаисты используют реди-мейды, пытаясь отыскать в них эстетическую ценность. Я запустил им в физиономию сушилку и писсуар — как провокацию, — а они восторгаются их эстетической красотой».

Марсель Дюшан не позиционировал писсуар и сушилку для бутылок как произведение искусства в том смысле, который мы обыкновенно ему придаем. Своей демонстрацией он раскрыл тот мираж, который скрывает под собой эстетика восприятия: если доверить суждение посетителям музеев и художественных салонов, произведение искусства будет утверждаться безликим институционным полем.

дюшан писсуар

Казимир Малевич был не только художником, но еще и философом, теоретиком, одним из первых концептуалистов. Квадраты, круги и кресты писали и до Малевича, но только Казимир Северинович объяснил человечеству, что же это такое.

Пять цитат Малевича, которые повлияли на его учеников и на развитие современного искусства.

«Кубофутуристы собрали все вещи на площадь, разбили их, но не сожгли. Очень жаль! Я перехожу к супрематизму, к новому живописному реализму, беспредметному творчеству». Манифест «От кубизма к супрематизму» продавался на «Последней футуристической» и первой супрематической выставке «0,10». Казимир Малевич считал, что кубисты уже выплыли из «омута дряни Академического искусства», но нужно идти к «нулю форм» и дальше – выходу в новое измерение.

«Если человечество нарисовало образ Божества по своему образу, то, может быть, Квадрат черный есть образ Бога как существа его совершенства», – писал Малевич о главной своей работе, «нуле форм», базовой «супрематической «клетке». Современные исследователи полагают, что «Черный квадрат» — не о боге, а о человеке. Квадрат, в отличие от круга или креста, в природе не встречается. Эту форму создал Homo sapiens.

«О живописи в супрематизме не может быть и речи, живопись давно изжита и сам художник – предрассудок прошлого», – так говорил Казимир Малевич «Утвердителям нового искусства» в Витебске, куда приехал в 1919 году из голодной Москвы. Дальнейший путь развития искусства лежит в сфере чистого мыслительного акта! Малевич в Витебске почти не писал картин, зато супрематические тексты выходили один за другим. «Вы в сетях горизонта, как рыбы! Мы, супрематисты, — бросаем вам дорогу».

«Вся предметность – это только извращение действительного, то есть беспредметного. Через предметную систему хотят достигнуть чего? Совершенства, то есть того, в чем навсегда прекратится всякая практичность, смысл и цель. Наступает беспредметность. Совершенство как бог – будет беспредметным». Малевич верил, что с помощью супрематических конструкций можно переделать мир. Но, к счастью, переделал только искусство.

«Науке, искусству нет границ, потому что то, что познается, безгранично, бесчисленно, а бесчисленность и безграничность равны нулю». В своем последнем «заумном» манифесте «Супрематическое зеркало» Малевич развивал понятие «нуля». Оно простиралось от «ничего» до «всего». Это и абсолют, и знак отрицания, как «Черный квадрат». Манифест был написан к выставке «Картин петроградских художников всех направлений». Экспозиция заканчивалась пустыми холстами. Тоже своего рода нуль.

Подробнее о манифестах и их значении, провокации в модрнизме и авангардном искусствеможно будет услышать на лекции «Малевич VS Дюшан», которая пройдет 14 мая в 19-00 ч. в закрытом бизнес-клубе Kelia. Стоимость лекции — 1 билет – 1000 руб.

Лектор – преподаватель, куратор, культуроло, заведующий сектором по научно-методической работе образовательного отдела Московского музея современного искусства (ММОМА) Алексей Масляев.

 

Источник: alfavit.club

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s