История масляных красок в двух словах и немного о Гентском алтаре

Масляные краски по различными историческим свидетельствам появились в X веке, но тогда о них мало кто знал и лишь немногие пользовались ими. Широкое распространение они получили в XV веке, когда два нидерландских художника, братья Ван-Эйки, стали усовершенствовать эти краски. До этого самым распространенным средством была яичная темпера, которая не обладала пластичностью красителей, основанных на высыхающих маслах. Художники производили довольно много опытов, смешивая сухой красочный порошок с разными растительными маслами. Лучшим, по их мнению, оказалось масло ореховое и льняное — масло быстро сохло, а высохнув, придавало  краскам блеск и насыщенность. Кроме того, масляные краски легко смешивались, ими можно было работать длительное время, придавая изобразительной поверхности различный характер, а их прозрачность подразумевала гораздо более широкую гамму тонов.

Переход от яичной темперы к масляным краскам в Северной Европе, а затем, к концу 15 века, и в Италии ознаменован множеством работ, в которых подмалевок был выполнен темперой, а последующие этапы, в которых основным техническим приемом была тонкая прозрачная лессировка, — масляными красками. К первому десятилетию 16 века в Италии масляные краски повсеместно утвердились в качестве основного художественного средства.

В бельгийском городе Генте в кафедральном соборе святого Бавона хранится знаменитый полиптих, украшающий створчатый алтарь. Его написал Губерт Ван-Эйк при содействии своего младшего брата Яна (он его заканчивал) по заказу Йоса Вейдта — богатого донатора церкви святого Иоанна Богослова. Сегодня, надо сказать, это произведение считается одним из самых драгоценных творений живописи. Его размеры 3,5 м х 4,6 м.

6 мая 1432 года алтарь был освещен. При его торжественном открытии прихожане были изумлены представшим перед ними творением художников. Никогда доселе никто не видел таких ярких насыщенных красок. И даже сейчас, спустя шесть веков, краски все такие же глубокие.

Алтарь состоит из 24 панелей, на которых изображены 258 человеческих фигур. Высота алтаря в центральной части достигает трёх с половиной метров, ширина (в раскрытом виде) — пяти метров. Картины, из которых состоит алтарь, расположены на внешней и внутренней стороне алтаря.

гентский алтарь

Темой алтаря является поклонение Агнцу из Отровения Иоанна Богослова,  согласно которому пророки, праотцы, апостолы, мученики и святые стекаются к алтарю, на котором стоит Агнец, символизирующий Христа. Как итальянские мастера Возрождения Ян Ван-Эйк в образах святых изображал простых живых людей — своих современников. Художник пишет рай, но это земной рай с травами и цветами, которые росли на его родине, с долинами, по которым он ходил. Вдалеке виден город, с такими же высокими готическими башнями, как в родном городе живописца.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s