Мстислав Добужинский — мастер городского пейзажа

Сегодня мне захотелось вспомнить русского художника, художественного критика и мемуариста Мстислава Валерьяновича Добужинского, чье имя сегодня вспоминается не так часто, пожалуй даже редко. Недавно наткнулась на его городские пейзажи и была действительно очарована — повторный опыт наслаждения искусством. Я сама, честно признаться, слишком давно читала о Добужинском, знакомясь с его творчеством. А вот в 2018 году в Санкт-Петербурге, в государственном музее театрального и музыкального искусства, проходила персональная выставка «Литва Мстислава Добужинского», приуроченная к 100-летию восстановления литовской государственности. С удовольствием посетила бы эту выставку!

Мстислав Добужинский был сыном артиллерийского офицера, потомка обрусевшего старинного литовского рода. После первого курса юридического факультета Петербургского университета Добужинский попытался поступить в Петербургскую Академию Художеств, но не был принят и занимался в частных студиях до 1899 года, когда, закончив университет, поехал за границу и продолжил художественные занятия в студиях Мюнхена.

Вернувшись в 1901 г. в Петербург, художник сблизился с объединением «Мир искусства» и вошел в число самых заметных его представителей. Дебютировал Добужинский в графике — рисунками в журналах и книгах, городскими пейзажами, в которых сумел впечатляюще передать свое восприятие Петербурга как города, где величественная классическая архитектура фантасмагорически соединяется с уродливыми реалиями урбанизма XX в.

Тема города сразу сделалась одной из главных в его творчестве, он обращался к ней в пейзажных циклах, создаваемых по следам частых поездок по России и за границу; городской пейзаж оказывается важным компонентом многих его произведений. По его словам, в его любимом городе Петербурге, его как художника интересовали не столько общепризнанные красоты, сколько детали «изнанки» — закоулки, дворы и тому подобное.

Взгляните ниже на некоторые из работ художника. Не правда ли пейзажи притягательны? Посмотрите, какая богатая теплая палитра, несмотря на довольно старую потрепанную архитектуру города. Обшарпанные фасады, старые крыши домов, покосившийся забор возле церкви — казалось бы, все увядает без возможности быть восстановленным, однако, от картин исходит тепло и уют. Здесь нет тоски и печали — все живет и дышит! Во многом работы Добужинского мне напоминают живопись Мориса Утрилло, только у последнего все более пастельно и плотно в отношении цвета.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s