Живая скульптура Сергея Жигайло

«Продавец предсказаний», «Продавец зеркал», «Говорящая с птицами», «Приносящий ночь» — это не названия фильмов, а настоящие имена скульптурных образов талантливого мастера Сергея Жигайло. Почти все его произведения — скульптура из дерева в сочетании с различными природными материалами — это особенная уникальная вселенная одушевленных существ со своей литературной легендой.

Сергей Жигайло родился в Москве, в 1970 году. С раннего возраста Сергей был увлечен художественным творчеством. Он начал рисовать буквально все, что окружало его — растения, животных, людей, явления природы. Первые резные работы были сделаны в подростковом возрасте, при помощи перочинного ножа, материалом служила податливая сосновая кора. Сейчас художник работает в таких интересных направлениях, как графический рисунок, скульптура, арт-кукла, резное панно, украшения, но главным и любимым материалом остается дерево.

Сергей Жигайло о творчестве, вдохновении, своих персонажах и статусе современной скульптуры рассказывает в нашем интервью.

М.К-Б. Сергей, ваши работы можно встретить на многих арт/хэндмейд-выставках, и они буквально приковывают взгляд, настолько они уникальны, самобытны, интересны с точки зрения взятых образов. Откуда вы черпаете вдохновение? Кто «нашептывает» вам столь оригинальные персонажи?

Ответ прост – персонажи настолько оригинальны, насколько оригинален их автор) А если более серьёзно покопаться в моей творческой кухне, то станет ясно, что с генерацией новых идей и образов у меня сложностей нет – то что некоторым авторам даётся тяжело, у меня выходит само собой. Персонажи сами приходят ко мне в голову., часто это случается в момент засыпания. Если я встаю и рисую быстрый рисунок-напоминалку, то идея сохраняется для будущего. Если засыпаю, то наутро уже не вспомню ничего. Этот момент между сном и явью довольно важен для меня. У меня скопилось много быстрых эскизов, на обычном листе их может быть пара десятков, а таких листов в моих закромах сотни. Ещё я использую простую методику – сильное прищуривание глаз. Предметы и изображения за опущенными ресницами теряют свою определённость, а человеческий ум не терпит пустоты, в дело вступает воображение, и вуаля — новый необычный образ готов.

М.К-Б. Среди ваших работ по большей части встречаются образы животного мира: медведи, лисы, волки, птицы, и не просто реального мира, а, пожалуй, сказочного, фольклорного. Животные ассоциируются с людьми, часто одеты в пальто или плащ, головные уборы. Почему именно эти персонажи? Именно в таких несовременных одеждах?

Моё отношение к творчеству неоднозначно. С одной стороны, я горжусь тем, что способен создавать новых весьма оригинальных персонажей. С другой, мне видится, что они — это странники из далёких-далёких мест, случайно зашедшие ко мне в гости. А я просто тот, кто открывает им дверь в наш мир, чтобы они могли проследовать дальше, согласно своему предназначению. Таким образом, мои персонажи не являются фольклорными персонажами, в своём большинстве. Но также не являются и животными, это вполне себе мыслящие существа из параллельных миров, и одежда на них может быть любая, даже весьма необычного кроя.

И да, конечно, я считаю их живыми.

М.К-Б. Каждая ваша работа имеет очень интересное название, как например, «Продавец предсказаний», «Продавец зеркал», «Говорящая с птицами», «Приносящий ночь». Как вы придумываете названия? Что рождается сперва — название или образ?

Толчком для начала работы могут служить две вещи. Первая – это идея или образ. Вторая – интересная форма, родившаяся в голове (я про геометрию). С названием бывает по-разному. Чаще всего оно всплывает в мыслях уже перед началом работы, я называю это «рабочее название». Во время работы идёт постоянный диалог с персонажем, в процессе которого его характер формируется и усложняется, и он сам начинает диктовать мне, каким он желает быть. Я довольно свободен в своем творчестве, поэтому конечный результат может сильно отличаться от первоначальной задумки. Так вот, иногда это рабочее название сохраняется, а иногда претерпевает изменения на завершающем этапе.

М.К-Б. Человеческие образы, воплощенные в вашей скульптуре, являются прототипами каких-то реальных персонажей, плодом вашего воображения или неким симбиозом того и другого?

Мои человеческие персонажи ничем не отличаются от моих персонажей животных – и те, и другие вполне осмысленны и им есть, что поведать нашему миру. Это те же странники, заглянувшие ко мне на огонёк. В подавляющем большинстве случаев они не имеют прототипов в фольклоре или реальности.

М.К-Б. Традиционный вопрос. Давно ли вы стали заниматься деревянной скульптурой? Почему вы решили выбрать именно это направление?

Впервые я начал вырезать в подростковом возрасте. Инструментом послужил перочинный нож, материалом податливая сосновая кора. Так на свет появились рыба, горбатый старичок, деревенский дом, машина и что-то ещё. Но серьёзно заняться резьбой мне пришло на ум в 2010 году. Были приобретены резцы, освоена заточка, заготовлены какие-то брёвнышки. Первой моей работой тогда стал «Земляной дед», вырезанный из каштана.

М.К-Б. Какое дерево служит материалом для вашей скульптуры? Где вы находите материал и с чего начинается ваш персонаж?

Чаще всего, моя скульптура комбинируется из нескольких пород дерева. Каждая порода хороша для чего-то определённого. Так древесина груши, яблони и других садовых деревьев прекрасно подходят для мелкой резьбы из-за высокой твёрдости, поэтому я вырезаю из них руки, лицо и прочие небольшие детали. Фактурные сосна, ясень и дуб хорошо смотрятся, когда из них сделаны туловище и одежда. А вообще, это большое удовольствие, подбирать кусочки различной древесины – каждый раз по-новому, словно собираешь незнакомый пазл.

М.К-Б. Существует ли какая особая техника резьбы, присущая исключительно вам? Техника сохранения дерева (поверхности) по завершении работы с ним?

Каюсь, я почти не изучаю материалы по различным деревообрабатывающим технологиям и техникам резьбы. Мне кажется, что всё, что я делаю, достаточно просто. Я просто беру топорик, пилу и резцы и начинаю работать. Использую и электрические инструменты, такие как ленточная пила, электродрель, бормашина… В общем, руки сами делают, всё что нужно, а голова в это время витает в облаках)

Теперь по-поводу авторской техники резьбы или своего собственного художественного стиля. Говорят, что художники стремятся к тому, чтобы выработать этот пресловутый авторский стиль. Мне же всегда казалось, что я должен работать в разных направлениях, чтобы не ограничивать свободу творчества рамками выбранного стиля. Тем не менее, большинство зрителей утверждают, что мои работы узнаваемы с первого взгляда и их нельзя перепутать с ничьими другими.

Кстати, формат моего творчества так и не определён – некоторые считают меня скульптором, другие – художником по куклам, поэтому мои работы часто можно встретить на кукольных выставках.

М.К-Б. Как долго вы работаете над одной фигурой, если образ продуман От и До и не требует доосмысления?

Минимально одна скульптура занимает у меня недели две, были такие единичные случаи. В среднем месяц. Максимум четыре-пять месяцев (я говорю о работе «Деревянное сердце»).

М.К-Б. Раньше вы изготавливали деревянные украшения, как-то броши, гребни, подвески. Сейчас вы полностью посвящаете себя ростовой скульптуре. Вам больше нравится работать с более крупным форматом или дело в спросе на работы?

В первую очередь, дело в интересе. Скульптура – это сложный, наполненный смыслом и эмоциями характерный персонаж. Брошь или кольцо в этом плане не столь интересны, поэтому сейчас я почти не изготавливаю подобные изделия. Лишь изредка у меня появляется желание сделать что-нибудь маленькое, и я не могу себе в этом отказать, тогда свет появляется кулон в виде цветка или несколько диковинных пуговиц. Если говорить о размерах, то мои скульптуры не являются ростовыми, их высота, в среднем, составляет от 40 сантиметров до метра. Но небольшие резные работы мне по-прежнему нравятся, в планах есть изготовление миниатюрных персонажей и, возможно, нэцкэ. Планирую, что эти персонажи будут осмысленными, поэтому работа предстоит интересная.

М.К-Б. Как вы считаете, что сейчас происходит с деревянной скульптурой? Является ли она популярной, востребованной? Возможно, она больше восходит к прошлому, нежели настоящему и будущему, уступая место камню или бронзе, например?

Вы знаете, рынок искусства в России сейчас переживает не лучшие времена. Но если говорить конкретно про меня и мою деревянную скульптуру, то вокруг меня постоянно находятся люди, которым созвучно и интересно моё творчество. Регулярно поступают предложения об участии в выставках и других интересных проектах. Так в 2016 году IWCS (International Wood Culture Society) спонсировало мою поездку на Всемирный день древесины (WWD — World Wood Day) в Непал. На днях получил приглашение на фестиваль ремёсел в Турции, поеду! Вообще, выставляться мне нравится, и вы можете встретить мои работы на многих современных выставках. Это выставки галереи Вахтановъ, Международный салон кукол, Московские сезоны в ЦДХ, Искусство куклы, Antibiennale, Фёстнаив, ArtFlection и т.д.

М.К-Б. Какие еще увлечения существуют у автора деревянной скульптуры?

Мои увлечения не экзотичны. Обожаю длительные одиночные походы по лесу, порой случается проходить по нескольку десятку километров с рюкзаком за плечами и фотоаппаратом в руках. Люблю почитать в удовольствие, немного рисую для себя, занимаюсь декоративным садоводством.

Автор сайта благодарит Сергея за интервью.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s