Коллекция Ханса Принцхорна

ханс принцхорнХанс Принцхорн — немецкий психиатр, известный больше как коллекционер и историк искусства душевнобольных. Окончил  Венский университет, где изучал историю искусства и философию. Учился вокальному искусству, собирался стать певцом. Затем занялся изучением медицины и психиатрии, участвовал как военврач-хирург в Первой мировой войне. В 1922 году, уже познакомившись с большим количеством работ, созданных пациентами психиатрических клиник, Принцхорн опубликовал книгу «Художественное творчество душевнобольных», сдержанно принятую научным сообществом, но восторженно встреченную в художественных кругах. Однако эта работа стала знаковой в истории научных исследований, посвященных связи между психическим заболеванием и творческими способностями, а искусство таких людей заинтересовало в частности сюрреалистов, вдохновило французского художника и скульптора Жана Дюбюффе, а также художников-авангардистов Пауля Клее и Макса Эрнста. В 1940-х годах именно Дюбюффе стал основателем направления Ар Брют (франц. Art brut – грубое, сырое искусство), наряду с близким ему искусством аутсайдеров отвергающего красоту и гармонию. Оба течения продолжают привлекать к себе интерес и в настоящее время. Кстати, одним из известнейших на сегодняшний день художников-аутсайдеров, представителей Ар Брюта, искусства отверженных, является Александр Лобанов, потерявший в раннем детстве слух и проведший большую часть жизни в психиатрической лечебнице в Ярославской области.

Коллекция Ханса Принцхорна насчитывает около 5000 картин, рисунков и резных фигурок, собранных в различных психиатрических больницах Гейдельберга и его окрестностей. В основном их авторы имели диагноз «шизофрения». Именно на основании научного анализа этого необычного архива и была написана его книга «Художественное творчество душевнобольных». Устанавливая связь между психическим заболеванием и образным мышлением душевнобольных, Ханс Принцхорн разработал свои тезисы. Он выделил шесть основных импульсов, стимулирующих возникновение художественного образа: желание выразить себя, игра, потребность что-то украсить (декоративность), стремление что-то упорядочить, склонность к подражанию и потребность в символах.

В 1937 году в Мюнхене и других городах были проведены выставки, экспонирующие эти «дегенеративные» работы. Художники, такие как Пауль Клее и Василий Кандинский, были представлены наряду с сотнями других, в числе которых были и пациенты доктора Принцхорна. Рисунки душевнобольных и работы художников-авангардистов были приравнены организаторами выставки и объявлены патологией. Тем не менее мероприятие привлекло миллионы посетителей, а вскоре за этим последовали разгул политической цензуры, преследования и репрессии в огромных масштабах.

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s