Сальвадор Дали — мифы и реальность

«Вы — самый странный человек из всех, что я знаю. Хорошо еще, что вы — гений» Эдгар Дега.

Сегодня мне приснился довольно причудливый, почти сюрреалистический сон, большую часть которого, я, к сожалению, забыла по пробуждении. Как ни пыталась я вспомнить его детали, все напрасно — реальность молниеносно выключила мое сновидение. Тем не менее, весь день я думаю о картинах великого сюрреалиста. В этой связи я решила поделиться с вами некоторыми интересными историями (забавными случаями, привычками, фактами или вымыслами), происходившие с Сальвадором Дали.

сальвадор дали носорог

Факт 1.

Дали не любил оплачивать свои ужины в ресторанах. Он собирал вокруг себя большую группу знакомых и друзей и целые вечера проводил в заведениях, угощая всех любимыми блюдами и напитками. Когда приходило время оплачивать счёт, художник доставал свою чековую книжку и подписывал щедрой рукой чек, на обратной стороне которого писал слова благодарности хозяину ресторана и оставлял автограф. Расчет был прост: пользуясь своей славой гения, Дели был уверен, что хозяин заведения ни за что не решится обналичить чек с оригиналом подписи художника. Так и бывало: рестораторы прекрасно понимали, что со времени они смогут выручить гораздо большую сумму денег за чек, чем просто оплата по счету в ресторане. Художник тем самым экономил порядочную сумму.

Факт 2.
В детстве Дали боялся кузнечиков. Зная это, его сверстники всегда норовили подкинуть ему насекомых. Чтобы переключить друзей с истинных страхов на ложные, Сальвадор признался, что испытывает боязнь бумажных самолетиков, но на самом же деле такой фобии Дали не имел. С возрастом он стал бояться вождения автомобилей и большого скопления людей, но с появлением в его жизни Галы (Елена Дьяконова) все его страхи исчезли.
Факт 3.
Порой Дали «ловил» свою музу во сне. Бывало он засыпал прямо перед мольбертом с ключом в руке. Как только он засыпал, мышцы его расслаблялись и ключ падал на пол. Дали пробуждался и переносил увиденное во сне на холст.
Факт 4.
Дали обожал изображать в своих картинах рог носорога — он считал его идеальной логарифмической спиралью, самой совершенной формой в природе. Кроме того, носорога он сравнивал с единорогом — мифическим животным, символом целомудрия.
логарифмическая сипраль

Логарифмическая спираль

Факт 5.
Сальвадор Дали поссорился со своим отцом после смерти своей мамы. В результате этого художник сделал очень странный поступок: он отправил отцу посылку со своей спермой, вместе с конвертом, в котором было написано: «Это все, что я тебе должен».
Факт 6.
Создателем дизайна упаковки знаменитых леденцов «Чупа-Чупс» был Сальвадор Дали. Об этом его попросил друг и земляк Энрики Бернард, собственник фирмы по производству конфет. Логотип, придуманный и нарисованный Дали всего за час в 1969 году, используется компанией и по сей день с небольшими изменениями.

За данную работу художник не взял денег, он попросил, чтобы ему бесплатно давали каждый день коробку «Чупа-Чупс». Такое большое количество леденцов Дали съедать не мог, поэтому он делал следующую странную вещь: приходя на детскую площадку, он облизывал конфеты и бросал их в песок.
Факт 7.
Сальвадор Дали выбрал в качестве своего питомца гигантского муравьеда. Он гулял с ним по Парижу, также приходил с ним на светские приемы, после этого заводить себе муравьеда у них стало модными явлением, вид даже чуть не исчез из природы. До муравьеда Дали в качестве домашнего животного содержал карликового леопарда.
Факт 8.
Один из комплексов гения возник по вине его отца, как-то раз (нарочно или нет) оставившего на пианино книгу, в которой было полно красочных фотографий мужских и женских гениталий, обезображенных гангреной и другими заболеваниями. Изучив очаровавшие и одновременно ужаснувшие его снимки, Дали-младший надолго утратил интерес к контактам с противоположным полом, а секс, как он позже признавался, стал ассоциироваться у него с гниением, разложением и тленом.
Факт 9.
Сальвадор Дали завещал похоронить себя таким образом, чтобы любой человек имел возможность ходить по его могиле. Забальзамированное тело великого художника замуровано в поле театра-музея Дали.
Факт 10.
В молодости одним из самых близких друзей Дали был знаменитый испанский поэт Федерико Гарсиа Лорка. Ходили слухи, что Лорка даже пытался соблазнить художника, но сам Дали это отрицал. Многие современники великих испанцев поговаривали, что для Лорки любовный союз живописца и Елены Дьяконовой, позже известной как Гала Дали, стал неприятным сюрпризом — якобы поэт был убеждён, что гений сюрреализма может быть счастлив только с ним. Надо сказать, несмотря на все сплетни, точных сведений о характере отношений двух выдающихся мужчин нет.
Лорка и Дали
Факт 12.
Дали написал свой единственный роман в 1943 году, когда вместе с женой находился в Соединённых Штатах. Кроме всего прочего, в литературном произведении, вышедшем из-под руки живописца, присутствуют описания выходок эксцентричных аристократов в охваченном огнём и залитом кровью Старом Свете, при этом сам художник называл роман «эпитафией довоенной Европе». Если автобиографию художника можно считать фантазией, замаскированной под правду, то «Скрытые лица» скорее — истина, прикидывающая вымыслом. В нашумевшей в свой время книге есть и такой эпизод — победивший в войне Адольф Гитлер в своей резиденции «Орлиное гнездо» пытается скрасить своё одиночество разложенными вокруг бесценными шедеврами искусства со всего мира, играет музыка Вагнера, а фюрер произносит полу-бредовые речи о евреях и Иисусе Христе.
Факт 13.

1980-й год стал для престарелого Дали переломным — художника разбил паралич и он, будучи не в состоянии удержать в руках кисть, прекратил писать. Для гения это было сродни пытке — он и раньше не был уравновешенным, однако теперь стал срываться по поводу и без, к тому же его сильно раздражало поведение Галы, которая тратила вырученные от продажи картин гениального мужа деньги на молодых поклонников и любовников, дарила им сами шедевры, а также частенько пропадала из дома на несколько дней. Художник начал бить жену, да так, что однажды сломал ей два ребра. Чтобы успокоить супруга, Гала давала ему валиум и другие седативные препараты, а однажды подсыпала Дали большую дозу стимулятора, которая нанесла психике гения непоправимый ущерб.

 

Факт 14.

10-го июня 1982-го года Гала покинула художника, но не ради другого мужчины — 87-летняя муза гения скончалась в одной из больниц Барселоны. Согласно её завещанию, Дали собирался похоронить любимую в принадлежащем ему замке Пуболь в Каталонии, но для этого её тело необходимо было вывезти без юридической волокиты и не привлекая лишнего внимания прессы и публики. Художник нашёл выход, жутковатый, но остроумный — он приказал одеть Галу, «посадил» труп на заднее сиденье её «Кадиллака», а рядом расположилась медсестра, поддерживающая тело. Покойную доставили в Пуболь, набальзамировали и одели в её любимое красное платье от Dior, а затем похоронили в склепе замка. Безутешный муж несколько ночей провёл, стоя на коленях перед могилой и изнемогая от ужаса — их отношения с Галой были сложными, но художник не мог представить себе, как будет без неё жить. Дали практически до самой своей смерти жил в замке, часами рыдал и рассказывал, что видит различных животных — у него начались галлюцинации.

Факт (вымысел) 15. 
Встреча с Арамом Хачатуряном. Арам Хачатурян, вознесенный в зенит всемирной славы своим неподражаемым «Танцем с саблями», в ходе активных зарубежных гастролей добрался и до Испании, где его принимали по высшему разряду, на лету, что называется, ловя каждый вздох, слово и пожелание великого армянского композитора. Одним словом, ничего большего и желать было нельзя, однако имелась у Хачатуряна давняя мечта: встретиться со знаменитым испанским Маэстро Сальвадором Дали. Несколько смущаясь, это просьбу он принимающей стороне и озвучил — и, к удивлению его, тут же все устроилось наилучшим образом. Находившийся в тот момент в США Дали согласился ради этой встречи мгновенно бросить все дела и спешно вылетел на историческую родину. Уже на следующий день донельзя взволнованного предстоящим рандеву Арама Ильича подвезли к воротам дома Дали, препроводили со всеми положенным почестями внутрь и оставили в роскошном аудиенц-зале, объяснив из какой двери ровно в два часа пополудни выйдет, чтобы принять, его, сам Дали. Хачатурян, в ожидании «божественного», восседал на поистине царской софе и помаленьку изучал обстановку, отметив при этом и окружающую его повсеместно роскошь, и специально накрытый столик с фруктами, винами и коньяками — чтобы, значит, не пришлось скучать в ожидании. Между тем, часы бьют два, а Дали так и не явился. Хачатурян, за недолгое время пребывания в Испании успевший понять, что пунктуальность никак не входит в число достоинств этой нации, спокоен и продолжает ждать. Половина третьего — Дали все нет. Здесь Арам Ильич несколько обижается, раздражается и дабы снять стресс, хлопает рюмку коньяку, запивая его вином и заедая экзотическими фруктами. Дело тем временем движется к трем, а Дали по-прежнему нет. Раздраженный сверх меры, Хачатурян выпивает на посошок, поднимается и решительным шагом идет на выход — но не тут-то было! Дверь заперта наглухо, равно как и все прочие двери в этом зале, и сколько Арам Ильич не грохочет в массивные дубовые створки, отбивая бесценные руки и ноги — результат ровным счетом нулевой. В отчаянии великий композитор мечется по огромной зале, как загнанный зверь, присаживается на секунду у столика, чтобы залить беду алкоголем — и продолжает беспорядочные метания. Ситуация, прямо сказать, критическая: Дали не идет, двери замурованы, а часы неотвратимо и мерно отбивают четверти, и каждый последующий их удар чуткому музыкальному уху Хачатуряна слышится все более зловещим. Вдобавок ко всему, активные возлияния начинают проявлять себя естественным образом — Хачатуряну нужно в туалет, причем, безотлагательно — а возможности такой нет. Напрягая всю свою недюжинную волю, Арам Ильич терпит до половины четвертого — Дали по-прежнему нет, двери заперты — а муки все сильнее! В отчаянии хачатурян начинает озираться, подыскивая, куда бы справить малую нужду, и видит, что выбор небольшой: из условно подходящих емкостей в зале имеется лишь одна — старинная, с тонким мавританским узором ваза. Время меж тем, катится к четырем — крайний, обозначенный Хачатуряном срок — и под бой курантов, совершенно измученный и уже не владеющий собой Хачатурян с неземным наслаждением начинает изливать содержимое своего мочевого пузыря в вазу — и тут же, как по волшебству, распахивается дверь, из спрятнанных в стенах динамиков гремит хачатуряновский «Танец с Саблями», под который в залу верхом на швабре влетает упоительно голый Дали, мчится через все помещение, яростно размахивая саблей над головой — и стремительно исчезает в предупредительно распахнувшейся двери напротив, которая тут же захлопывается. Музыка умолкает, и тут же является камердинер, объявляет аудиенцию оконченной, вручает Хачатуряну редкий альбом репродукций Дали с памятной надписью самого каталонца — и препровождает к автомобилю. Оказывается, все это время коварный Дали наблюдал за страданиями Арама Ильича через потайное отверстие и, дождавшись апогея, сделал так, чтобы момент этот запомнился Хачатуряну на всю жизнь. Тем же вечером изложение этой исторической встречи двух светил мирового искусства появляется, со всеми пикантными подробностями, на страницах центральных газет — и Хачатурян, внутренне матерясь и жестоко укоряя себя за эту нелепую идею: повидаться с непредсказуемым Дали, в сердцах покидает Испанию, дав себе слово никогда больше в эту страну не возвращаться — и слово свое он впоследствии сдержал.
Эта история просто восхитительна, но ни одного документального подтверждения встречи двух гениев в природе не существует. Хачатурян никогда не гастролировал по Испании — факт, который подтверждает и сын великого композитора, и директор дома-музея Арама Хачатуряна Армине Григорян, которая знает о жизни и творчестве музыканта больше, чем кто-либо другой. В свое время Армине даже обращалась в Театр-музей Дали с просьбой прояснить ситуацию по этому вопросу и поделиться архивными материалами относительно этой встречи — если таковые, конечно, имеются. Ответ из Театр-музея был однозначными — вышеозначенной встречи не было, а стало быть, не существует и архивных материалов, ей посвященных. Писатель Михаил Веллер в интервью, видео которого каждый может без труда разыскать в интернет, честно признается, что всю эту историю он выдумал он начала и до конца — с чем Михаила Иосифовича можно и поздравить, ибо выдумка эта превосходна!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s