Мастер пейзажа и любимый художник короля Георга III

Что может быть лучше красивого, умиротворенного, тихого, величественного пейзажа? Только пейзаж! Когда хочется отдохнуть от городской суеты, стоит задуматься о выезде на природу — подальше от тягостных дум и бессмысленной суеты. А если такой возможности нет или пейзажа подходящего не находится, тогда можно взглянуть на живопись одного из величайших живописцев XVIII века Томаса Гейнсборо (Thomas Gainsborough, 1727 — 1788). Вот как раз вчера я посвятила вечер более подробному изучению его картин и заснула сладким сном, полным романтики и красоты.

томас гейнсбороТомас Гейнсборо был младшим, девятым ребёнком в семье торговца сукном Джона Гейнсборо и его жены Сюзанны. С раннего детства ребенок проявлял интерес к рисунку и скульптуре (увлекался лепкой фигурок животных). В 13 лет он уговорил родителей отпустить его в Лондон и, согласно документальным источникам, с тех пор обеспечивал себя самостоятельно. В первую очередь Гейнсборо интересовали пейзажи. Сохранились его зарисовки различных растений, сделанные в 40-х годах. В основном он писал сельские пейзажи, иногда с изображением животных, а в более поздний период стал писать портреты людей, как представителей высшего света Англии с соответствующей атрибутикой, так и людей из народа, крестьян. Однако он не отступал от своего излюбленного жанра — в любом случае на полотнах присутствует пейзаж. Это холмы и долины, мощные дубы его родного края. Его модели на фоне пейзажа поэтичны, мечтательно-задумчивы, душевно-тонки, в них подчеркнут высокий интеллект. Гейнсборо умеет схватить мимолетное, ускользающее, неуловимое для простого глаза, он придает особую хрупкость и изящество всегда несколько удлиненным женским фигурам. И парковый пейзаж в этих портретах также лиричен, нежен и утончен, как и его модели. Светлая цветовая гамма серо-голубых, зеленоватых оттенков становится отличительной для его живописи (источник http://cvetamira.ru/).

Однако пейзажи не приносили Гейнсборо ощутимого дохода и около 1749 года художник создаёт произведение, в котором он впервые соединяет портрет и пейзаж. То был «Портрет четы Эндрюс», на котором изображена молодая супружеская пара на фоне пейзажа с предположительно их поместьем вдали.

портрет четы эндрюс

Супруг с собакой вернулись с охоты и встретился с молодой женой, отдыхающей на скамье в элегантном бледно-голубом шелковом платье, из-под которого виднеются светлые туфельки. Собаки часто изображаются художником — это признак определенного статуса человека. Вот и на этой картине мы можем видеть породистого пса охотничьей породы. Картина была написана Гейнсборо в Саффолке в 1748 году. Она посвящена свадьбе Роберта Эндрюса и Фрэнсис Картер — отпрысков двух крупных землевладельческих династий.  Их брак был заключён для того, чтобы объединить два больших поместья в Садбери. Обе семьи были хорошо известны Гейнсборо, и художник даже некоторое время дружил с женихом. За спинами супругов Эндрюс изображен дуб, очевидно, призванный олицетворять процветание будущей династии, у истоков которой стоят портретируемые — мистер Эндрюс буквально стоит на корнях дерева.

Позволю себе здесь упомянуть довольно интересную и отчасти смешную интерпретацию портрета британским экспертом, автором новой биографии Гейнсборо Джеймсом Гамильтоном. Он полагает, что художник был весьма развратным джентельменом и позволил себе отпустить некоторые насмешки в адрес Роберта Эндрюса, изображенного на полотне. Так Гамильтон увидел в руках молодой супруги непристойный символ, а именно карикатурный фаллос, который якобы должен был быть мертвым фазаном или другой дичью. Птица (по всей видимости, птица мёртвая — пассивная сексуальность), которая, в итоге, не изображается художником в области женских гениталий, весьма недвусмысленно говорит нам о подсознательном желании художника кастрировать модель: «всё что у неё есть между ног — это пустота (из книги исследований Мелинды Клейман).

Фрэнсис КартерЧто касается Роберта Эндрюса, то Гамильтон обращает внимание на его охотничью сумку, свисающую на бедре. В комплекте с болтающейся кожаной перчаткой сумка выглядит как фаллос.

гейнсборо

«Картина никогда не получала названия, её не повторяли в гравюрах и держали подальше от публики вплоть до XX века, когда все участники были уже мертвы, а любые противоречия забыты», — аргументирует писатель.

В конце концов, полотно купила Национальная галерея в Лондоне в 1960-х годах. Сейчас в музейном описании «Портрет мистера и миссис Эндрюс» значится как «шедевр раннего периода Гейнсборо». «Пейзаж изображает поместье Роберта Эндрюса, к которому в результате брака были добавлены новые территории, — говорится далее. — Фрагмент колен миссис Эндрюс не окончен. Возможно, это место было оставлено для ребёнка, которого она должна была держать» (источник http://artchive.ru).

Посмотрите краткую зарисовку-аннотацию к этой картине.

В дальнейшем основной доход Гейнсборо получал от портретов. Он пишет много портретов членов своей семьи, адмирала Эдварда Вернона, портреты графа Джерси и его сына лорда Вильерса. Портреты, выполненные художником, находят одобрение, и его слава растёт.

В Лондоне художник устроил свою мастерскую рядом с залами аукциона Кристи, которые он часто посещал. В 1777 году Гейнсборо после большого перерыва принимает участие в Академической выставке, где им был представлен «Водопой» — ответ художника на «Водопой» Рубенса. В последующие годы он продолжает создавать пейзажи, появляются даже две марины со спокойным и с бурным морем. Гейнсборо писал портреты итальянской танцовщицы Джованны Баччелли, знаменитых куртизанок — миссис Эллиот по прозвищу Длинная Долли и Фрэнсис Данкомб, но, в основном, художник писал представительниц высшей аристократии, даже английскую королеву.

В 1784 году Гейнсборо произошёл конфликт с Королевской Академией. Ему не понравилось, как были развешаны на выставке Академии его картины, он попросил перевесить их пониже. Ему ответили, что это противоречит общему правилу и ущемляет интересы других художников. В результате Гейнсборо забрал свои картины и до конца жизни не принимал участия в выставках Академии, выставки он устраивал у себя дома.

Томас Гейнсборо умер от рака 2 августа 1788 года. Биограф художника Джексон утверждал, что его последние слова были: «Все мы отправимся на небо, и Ван Дейк с нами».

ВНИМАНИЕ! С 25 ноября 2019 – 9 февраля 2020 г. в музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина пройдет выставка Томаса Гейнсборо (1727–1788), которая продолжит цикл экспозиций, посвященных британскому искусству. Творческое наследие Гейнсборо уникально не только благодаря своим художественным качествам, но и сравнительно немногочисленному количеству картин, сохранившихся в европейских коллекциях. Беспрецедентная выставка в ГМИИ соберет живописные полотна, созданные в разные периоды, оригинальную графику художника и эксклюзивные архивные материалы. Среди уникальных экспонатов из Британии – пейзажи на стекле, которые практически никогда не выдаются на зарубежные выставки. Выставка подобного масштаба была бы невозможна без участия крупнейших музейных собраний Великобритании. Свое участие в проекте подтвердили Лондонская Национальная Галерея, Музей Виктории и Альберта, Галерея Тейт, Национальная Портретная Галерея, Лондонская Королевская Академия художеств, Национальная Галерея в Эдинбурге, Дом-музей художника в Садбери, Художественный музей в Бате. Творчество Томаса Гейнсборо невозможно представить вне контекста его учителей – старых европейских мастеров. В экспозиции выставки также будут показаны произведения Питера Пауля Рубенса, Антониса ван Дейка, Якоба Рейсдала, Антуана Ватто из российских и зарубежных собраний.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s