«Глазами японца видишь больше и цвет чувствуешь по-другому»

«Жапонезри» (Japonaiserie) — термин, который использовал в своем творчестве Винсент Ван Гог для обозначения влияния японской культуры и искусства на европейскую, в частности свою собственную, живопись.

Канагавский договор (Convention of Kanagawa), подписанный 31 марта 1854 года между США и Японией, открыл возможность для последней выхода на Западные рынки. До подписания этого важного документа ввоз товаров в Европу был жестко ограничен. С востока завозился лишь фарфор и эмалированная посуда. Художники импрессионисты, такие как Моне, Дега и Мане, а чуть позже и Ван Гог стали коллекционировать расписанные деревянные дощечки с изображением природных элементов в стиле укиё-э (гравюры) — основной вид ксилографии в Японии. Эта форма искусства стала популярной в городской культуре Эдо (современный Токио) во второй половине XVII века. Ван Гог заинтересовал этим видом искусства и своего брата Тео, который стал приобретать их в большом количестве. Отныне собранная им коллекция хранится в музее Ван Гога в Амстердаме.

Винсент писал в своих письмах брату: «Японское искусство вдохновляет меня, делает счастливым и радостным. Глазами японца видишь больше и цвет чувствуешь по-другому». Так в 1887 году он написал картину «Цветущее сливовое дерево» (копия картины японского художника, мастера гравюры Утагавы Хиросигэ).

сливовое дерево ван гог

Пылающая охра. Мощный зеленый — мистический, мрачный, с тончайшими переходами. Ствол дерева на переднем плане будто загораживает путь в цветущий сад и людям, что стоят вдалеке. Здесь будто предупреждение о некой опасности и в то же время нежные, распускающиеся трепетные цветки сливы. В этом весь Ван Гог.

А вот оригинал картины, написанной Хиросигэ в 1857 году.

сливовый сад хиросигэ

Цветущий сливовый сад в Камэйдо

Посмотрите, насколько японская гравюра воздушнее и оптимистичнее, светлее и «эфирнее», не правда ли? Дерево здесь не преграда, оно лишь погружает нас в это место, делает нас соучастником момента. Композиция невероятная! Благодаря ей, создается иллюзия присутствия. И этот глубокий зелено-серо-голубой цвет самого дерева, в отличие от Ван Гога! Казалось бы два одинаковых сюжета, но так все не просто между этим двумя произведениями.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s