«Большой федеральный крест за заслуги»

В 1978 году в свет вышла книга западногерманского писателя-публициста и исследователя Бернта Энгельмана «Большой федеральный крест за заслуги». В ней автор, в оригинальной повествовательной манере, приближенной к жанру детективный роман, рассказывает историю розыска нацистских преступников. Лейтмотивом, вокруг которого выстраивается сюжет, является картина известного немецкого художника, представителя романтического направления в живописи Каспара Давида Фридриха (1774 – 1840). На картине, в раме которой по достоверным источникам, были спрятаны документы на въезд в США и чек на большую сумму, изображен горный пейзаж в Силезии с развалинами замка на переднем плане. 

Вероятнее всего, речь в книге идет о картине «Развалины монастыря Эльдена», написанная художником в 1808 году. На полотне изображен зимний пейзаж с сухими, почти мертвыми деревьями и руинами замка (или церкви). На заднем плане слабое очертание гор. Также предметом сюжета может быть картина «Аббатство в Оквуде», написанная Фридрихом в 1809 году. На ней мы видим сумрачный пейзаж с искривленными деревьями, кладбищем и практически развалившейся монастырской стеной. 

Каспар Давид Фридрих является одним из крупнейших представителей романтического направления в живописи. Излюбленным предметом изображения для него был пейзаж. Они пустынны, но иногда можно заметить едва различимые фигуры людей, обращенные в основном к зрителю спиной. Художник лишился матери, когда ему было всего 7 лет. Следом умерли две его сестры и брат. Эти трагические события наложили на него глубокий отпечаток и оказали существенное влияние на творчество. Его живописи присущ задумчивый, мистический характер, порой зловещий. Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, противостоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище). История — и древнеязыческая, и средневековая — проступает в виде меланхолических мотивов (гробницы сказочных исполинов, руины храмов и монастырей), подчеркивающих скорее трагические разрывы, нежели связь времен. Сила красок, достаточно звучных, умеряется туманами и закатной либо рассветной дымкой. Для Фридриха природа была носителем глубоких религиозных переживаний и часто приобретала символическое значение. Он использовал пейзаж как средство отобразить свои глубокие эмоциональные переживания. 

Художник скончался в бедности 7 мая 1840 г. в Дрездене. На определенный период забытое искусство Фридриха вновь привлекло внимание в XX веке, начиная с эпохи сюрреализма. Картины Фридриха находятся сегодня в Эрмитаже, Новой мюнхенской пинакотеке и других музеях.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s