Триумф «Шоколадницы»

Совсем недавно, разбираясь в шкафу, я наткнулась на иллюстрацию известной картины Жана Лиотара «Шоколадница». Пожалуй, это единственная картина этого автора, которую я знаю. Признаюсь даже, что имя его не всегда сразу всплывает в памяти, а образ девушки, несущей поднос со стаканом воды и чашкой шоколада, достаточно прочно закрепился в уме. На самом деле, так и есть. В исто­рии мирового искусства Жан Лиотар остался навсегда автором «Шоколадницы», хотя оставил после себя более 400 пастелей и масляных картин.

шоколадница лиотара

Как-то судьба занесла художника в Австрию, где в 1740 году на импера­торский трон взошла 23-летняя Мария Терезия. По прибытии в Вену, Лиотар как знаменитый художник был при­глашен на аудиенцию к самой императрице, которая согласилась заказать ему, свой портрет. Художник заметил, как к сидящей у столика Марии Тере­зии подошла молодая девушка с ма­леньким изящным подносом, на кото­ром стояли стакан воды и чашка драгоценного майсенского фарфора с шоколадом. Ее юное личико, обрам­ленное розовым чепчиком.

Писать портреты слуг раньше было не принято. Лиотар это прекрасно понимал. Сначала он написал портреты императрицы, ее супруга и детей. Спустя некоторое время в одной из дворцовых комнат, которая была переоборудована под временную художественную мастерскую, появилась юная красавица. Ее звали Анна Бальдауф, и она была камеристкой Марии Терезии.

На маленьком пергаменте ху­дожник изобразил девушку такой, какой он увидел ее в первый раз — спокойно и с достоинством прошествовав­шей мимо него со своим подно­сом, в расцвете юной и чистой красоты, не нуждающейся в ка­ких-либо украшениях.

Лучшие светозарные краски нашел он, чтобы передать прелесть ее миловид­ного лица с чуть вздернутым носиком, мягкой линией подбородка и глазами, прикрытыми тенью густых ресниц.

Чиста и прозрачна вода в стакане на коричневом подносе, который она с такой изящной легкостью держит в руках. Все сияет, переливается неисчислимыми оттенками золотистых, серо-голубоватых и нежно-розовых то­нов, лучится радостью жизни.

Лиотар со­здал не портрет, а скорее жан­ровую сценку, получившую название «Шоколадница».

жан лиотар

Позднее Бальдауф стала женой Ио­сифа Венцеля Лихтенштейна, обла­дателя громадного состояния, вла­дельца маленького княжества, затерянного между Швейцарией и Австрией. Род Лихтенштейнов дал миру полководцев и ученых, путеше­ственников и поэтов.

С 1765 года «Шоколадница» Лиотара находилась в Дрезденской гале­рее, во время второй мировой гитлеровцы вы­везли картину и другие произведения знаменитой коллекции пастелей в за­мок Кенигштайн, расположенный на неприступной скале над Эльбой.

Ког­да пришли советские войска, охрана сбе­жала. В крепости остались только пленные французы да несколько ис­пуганных немецких солдат — они и подсказали группе поиска, где может находиться тайник. После того как дверь в глубокий подвал была открыта, оказалось, что посреди каземата, на цементном по­лу в плоских сосновых ящиках и на­ходится знаменитая коллекция. Это чудо, что она не была потеряна во время отступления немецких войск, уцелела и не успела «завять» от хо­лода и сырости.

Из открытых источников

Краткая справка

Жан-Этьен Лиотар (Jean-Étienne Liotard, 1702-1789) — швейцарский художник, мастер пастели, «живописец королей и красивых женщин».

Молодой Лиотар усердно занимался рисованием, миниатюрной и эмалевой живописью. В 1725 году он прибыл в Париж, чтобы совершенствоваться в искусств. В 1736 году Лиотар переехал в Рим, где нарисовал множество портретов пастелью, в том числе портреты папы Климента XII и нескольких кардиналов, что заложило основу его известности. Склонность к приключениям увлекла его на Восток. В Константинополе он усвоил местные обычаи, оделся турком, что в то время представлялось большой эксцентричностью, и в этом виде явился в Вену, где император Франц I принял его очень милостиво. Он получил множество заказов и исполнил портреты Марии Терезии, многих членов императорского дома и представителей австрийской знати. Здесь же он исполнил пастелью портрет Анны Бальдауф (Anna Baltauf), ставший известным под названием «Шоколадница» (фр. La belle chocolatière — «Прекрасная шоколадница»). Этот портрет неоднократно копировался и гравировался.

Восточный костюм так нравился Лиотару, что в 1744 году он изобразил самого себя в этом наряде на двух портретах — одном, написанном для флорентийского собрания портретов художников, и другом, находящемся в Дрезденской галерее. Из Вены Лиотар прибыл в Париж. Здесь он получил заказ на пастельный портрет от маркизы де Помпадур. Благодаря этому он получил титул королевского живописца и члена Академии, а также сделался модным портретистом в среде красавиц, блиставших в то время при французском дворе.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s