«Святой Иероним в келье»

Данная гравюра является одной из самых значимых среди работ известного средневекового живописца, одного из величайших мастеров западноевропейского ренессанса Альбрехта Дюрера. Кстати сказать, в данный момент и до 28 июня, вы можете сами взглянуть и на эту гравюру, и на другие графические работы художника из коллекции Пинакотеки Тозио Мартиненго в выставочном комплексе Исторического музея Москвы.

«Святой Иероним в келье» — третья гравюра в знаменитой серии Три «Мастерские гравюры» на меди. Святой Иероним в келье является аллегорическим изображением созерцательного образа жизни. Сквозь окна в это мирное уютное жилище льется свет, однако и сюда вторгаются символы, напоминающие о смерти: череп и песочные часы. На переднем плане мы видим дремлющего льва и маленькую собачку — обязательная часть легенды о Иерониме Блаженном. Святой Иероним напряженно работает, в руке его перо, голова окружена сиянием. На столе только подставка для книг, на ней труд Святого Иеронима, распятие и чернильница. Композиция картины характерна для эпохи Возрождения.

Легенда, связанная со львом, гласит: однажды в монастырь, где проживал Иероним, пришел лев. Все монахи разбежались, а Иероним остался. Он заметил, что царь зверей зромает на одну лапу. Он взял ее и спокойно обследовал. Оказалось, там был заноза, котрая доставляла боль животному. После этого благодарный лев стал его постоянным спутником.

Существует масса других изображений святого Иеронима кисти других знаменитых граверов и живописцев.

Антонелло да Мессина

«Святой Иероним в келье» — из числа зрелых произведений Антонелло. В картине заметно влияние нидерландского искусства, но вместе с тем художник верен принципам гуманистического мировосприятия итальянского Возрождения с присущими ему ясностью и упорядоченностью пространства и типично итальянской тягой к монументальности.

Точная дата создания картины неизвестна. Предполагается, что она была написана между 1460 и 1475 годом. Некоторые исследователи и знатоки творчества Ренессанса приписывают картину то ван Эйку, то Мемлингу, то даже Джакометто. В настоящее время атрибуция картины сомнений не вызывает, однако нидерландское влияние в ней очевидно. С нидерландской живописью Антонелло мог познакомиться в Неаполе, где имел возможность видеть собственными глазами произведения Яна ван Эйка и Рогира ван дер Вейдена. Вероятно, он видел, в числе прочего, триптих работы ван Эйка со святым Иеронимом на одной из створок, либо другую его картину на ту же тему, не сохранившуюся до наших дней.

Описание картины

Кабинет наполнен многочисленными предметами: святого окружают книги, бумаги, вазы с растениями, шкатулки; на верхней полке стоит миниатюрное распятие; на стене висит полотенце; у подножия ступенек лежит снятая обувь. Подобное внимание к деталям — несомненная дань фламандской традиции. Слева находится арка с уходящим вглубь интерьером и окном, за которым виднеется тщательно прорисованный пейзаж; справа — аркада с тонкими колоннами и ещё два оконных проёма. Антонелло строит пространство по законам перспективы, решая при этом сложные задачи, такие как изображение кафельного пола, многочисленных предметов, разноплановых интерьеров и заоконного пейзажа. На картине присутствуют четверо животных — лев, кошка, павлин и куропатка — каждое из которых имеет определённое символическое значение. Что касается самого святого, то на картине Антонелло он предстаёт не почтенным бородатым старцем, каковым его обыкновенно изображали художники, а человеком скорее средних лет, безбородым, с характерными чертами лица. Это заставляет предположить, что в образе Иеронима Антонелло мог изобразить кого-то из современников.

В первую очередь обращают на себя внимание изображённые на первом плане птицы. Они нарисованы весьма натуралистично, однако их статичные позы заставляют видеть в них чистые символы. Павлин обычно ассоциируется с гордостью и тщеславием, однако в христианской традиции его образ имеет и иное значение. Мясо павлина считалось столь жёстким, что не подлежало порче и гниению, а, стало быть, павлин ассоциировался с бессмертием и считался обитателем рая. По этой причине изображение павлина часто встречается в римских катакомбах, на надгробиях и саркофагах. Стоящий перед ним таз с водой также, несомненно, имеет символическое значение. Он должен был вызывать ассоциации с крестильной купелью, очищением и искуплением грехов. Что касается куропатки, то с ней, вероятно, связана ещё более сложная символика. С одной стороны, существовало поверье, упоминающееся в том числе у Иеремии, что куропатки крадут яйца других птиц, поэтому в христианском искусстве куропатка могла символизировать дьявола, похищающего души. С другой стороны, считалось, что птенцы куропатки обладают способностью самостоятельно отыскивать свою мать, подобно тому как души, верные Христу, в конце концов обретают его. Джолли указывает также, что куропатка ассоциировалась с безудержной похотью: самка этих птиц могла якобы забеременеть от одного запаха самца. Не исключено, что одновременно с традиционными негативными коннотациями Антонелло проводит и положительную параллель с непорочным зачатием Девы Марии. Вероятно, сходную (и, возможно, также двойственную) символику имеет и изображённая слева кошка. Ввиду её способности ловить мышей она иногда связывалась с дьяволом, уловляющим души. Кроме того, кошка, как и куропатка, считалась исключительно похотливым существом, всячески завлекающим самцов. Поэтому на картине она может выступать как аллегория плотских искушений, от которых Иероним предостерегал Евстохию. С другой стороны, кошка — естественный компаньон учёного-книжника, оберегающий его фолианты от порчи мышами.

Питер Брейгель

Гравюра художника Питера Брейгеля «Святой Иероним» из серии «Добродетели» изображает святого во время его пребывания в сирийской пустыне, где Иероним подвергался соблазнам и искушениям.

Леонардо Да Винчи

По заказу церковных властей Флоренции Леонардо да Винчи начал небольшую картину «Святой Иероним», ныне хранящейся в Ватиканской пинакотеке. Картина «Святой Иероним» написана художником на рубеже 80-х годов XV века. Размер картины 103 x 75 см, дерево, масло.

Эта картина художника, изображающая святого, который в покаянии наносит себе удары камнем, осталась незаконченной. Художника Леонардо да Винчи интересовала здесь в первую очередь передача глубокого драматического чувства и правдивое изображение человеческой фигуры в сложном пространственном развороте.

Иероним Босх

Святой Иероним был святым покровителем Иеронима Босха. Отшельник изображается достаточно сдержанно. Св. Иероним распростерт ниц в молитве. Он обнимаюет распятие. Рядом лежат его плащ, шляпа и книга. Гигантские разлагающиеся плоды напоминают о сладострастных видениях, омрачавших, по собственному свидетельству святого, его благочестивые размышления.

На этой картине мы снова видим льва, однако, тут он небольшого размера и кажется, он до смерти напуган: он по-кошачьи выгнул спину, глядя на полузатонувший пустой плод, напоминающий земную сферу.

Выдающийся ученый своего времени, блаженный Иероним оставил Церкви богатое письменное наследие: сочинения догматико-полемические, нравственно-аскетические, труды по истолкованию Священного Писания, труды исторические. Но главным его подвигом был сделанный заново перевод на латинский язык книг Нового и Ветхого Завета. Его версия перевода под названием Вульгата была одиннадцать столетий спустя провозглашена Тридентским собором как официальный латинский библейский текст.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s