«Руки молящегося» Дюрера

Наверняка, все знают или видели не раз гравюру Альбрехта Дюрера «Руки». Никогда не задавались вопросом, кому принадлежат эти руки? В какой момент художник их запечатлил? Первое, что приходит на ум, — это руки человека, сложенные в молитве к Господу. Чьи? Вероятнее всего, Дюрер изобразил собственные руки. Однако писать их график мог по фотографии, что в XV веке было нонсенсом, или смотря в отражение в зеркале. Последний вариант, тем менее, был крайне неудобным для художника, поскольку каждый раз приходилось бросать кисть и складывать руки таким образом. Постоянной, статичной натуры, позволявшей Дюреру писать безостановочно, не было.

Руки Дюрера

По поводу «Рук молящегося» существует одна притча, доказательства которой нет. Говорят, что она впервые была опубликована в 1933 году, когда в Германии воцарился фашизм. По другим мнениям, притчу сочинили в середине XIX века, чтобы выгодно продавать копии этой удивительной работы. Картина «Руки молящегося» Альбрeхта Дюрeра была написана более 500 лет назад, но до сих пор остается одной из самых популярных в мире. Ее часто помещают на обложке Библии, изображают на монетах, делают сувениры, арт-постеры, скульптуры и реплики. «Руки молящегося» изображены на надгробии Энди Уорхола. Картина стала не просто историческим достоянием, а символом надежды для многих поколений во многом благодаря истории, связанной с ней. Правдивость притчи эксперты ставят под сомнение, но это не помешало ей стать частью фольклора и сквозь годы дойти до наших читателей.

В поселке близ Нюрнберга жила семья, в которой подрастало 18 детей. Отец был ювелиром, ему приходилось работать по 18 часов в сутки. Он также брался за любую оплачиваемую работу, чтобы прокормить большую семью. Двое из сыновей Альбрехта Дюрера-старшего мечтали стать художниками. Они прекрасно понимали, что их отец никогда не сможет ни одному из них собрать средства на учебу в художественной академии. Много бессонных ночей провели братья, перешептываясь под одеялом, и нашли выход. Договорились подбросить монетку — проигравший должен будет пойти работать в шахты и оплачивать обучение победившего. А по окончании учебы выигравший оплатит занятия другому, выручив деньги за проданные работы.

В воскресный день, выходя из церкви, братья подбросили монетку. Альбрехту Дюреру — младшему повезло, и он уехал учиться в Нюрнберг. Альберт Дюрер пошел в шахты, где его ожидал опасный и тяжелый труд, и проработал там последующие 4 года для того, чтобы брат мог реализовать свою мечту.

С первых дней учебы Альбрехт стал одним из самых талантливых учеников во всей академии. Его гравюры, резьба, рисунки, выполненные масляными красками, были намного лучше, чем работы его преподавателей, и к окончанию академии он уже начал зарабатывать немалые деньги от продажи своих произведений. Когда молодой художник вернулся домой, семья Дюрер устроила праздничный ужин в его честь. В конце семейного торжества Альбрехт встал и произнес тост за любимого брата, который ради него пожертвовал своим талантом и превратил его мечту в реальность. Альбрехт закончил свой тост так: «А сейчас, Альберт, твоя очередь. Теперь ты можешь отправиться в Нюрнберг и осуществить свою мечту, теперь я позабочусь о тебе». Все взгляды обратились в ту сторону стола, где сидел Альберт. Его лицо было залито слезами, он качал головой и шептал: «Нет-нет-нет». Наконец он пришел в себя, поднялся, утерев слезы, обвел взглядом всех родственников и, повернувшись к брату, приложил свою руку к его щеке, погладил и ласково сказал: «Нет, брат, я не могу поехать в Нюрнберг, слишком поздно. Посмотри, что за эти 4 года работы в шахте стало с моими руками! Каждый палец хотя бы один раз сломан, артрит на правой руке развился настолько, что мне стоило большого труда удерживать бокал, пока ты произносил свой тост. Мои пальцы не смогут справиться с деликатной работой художника, не смогут точно двигать карандашом или кистью. Нет, брат, для меня уже поздно». В благодарность за бесценную жертву брата художник изобразил его поврежденные артритом руки. В некоторых интерпретациях история продолжается тем, что Альбрехт подглядывал за молящимся братом, чтобы нарисовать его руки, в других — Альберт вовсе не брат, а друг Альбрехта, который высоко оценил талант начинающего художника и решил его поддержать. Дюрер назвал свою картину очень просто: «Руки», но весь мир почти сразу открыл свои сердца этому шедевру и назвал эту картину «Руки молящегося».

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s