«Работа без авторства»

Недавно мне выдалась возможность посмотреть художественный фильм «Работа без авторства». Название не вызвало никакого интереса, да оно и невыразительное какое-то, так же как и режиссер для меня неизвестен, а вот тема и время действия картины для меня привлекательны. Мне нравятся военные фильмы, а когда эти фильмы показывают судьбы творческих людей в непростую эпоху или рассказывают биографию реальных людей на фоне разворачивающихся трагичных событий, тогда они вызывают еще больший интерес. Так в основе кинокартины «Работа без авторства» лежит биография Герхарда Рихтера, одного из самых дорогих ныне живущих художников.

В ленте повествуется о жизни Курта Барнерта (его сыграл Том Шиллинг), прототипом которого стал Герхард Рихтер. Детские годы немецкого художника прошли при нацистском режиме. В юности Курт Барнерт столкнулся с коммунистическим строем.

Фильм начинается с выставки дегенеративного искусства, организованного в Германии в 1937 году, куда маленький Курт Барнерт пришёл со своей тётей Элизабет Мэй. Впоследствии большой отпечаток на всю дальнейшую жизнь художника наложила история существования его тёти. В 1937 году она оказалась в психиатрической больнице. Ей был поставлен неутешительный диагноз «шизофрения». Судьба была слишком жестока к Элизабет. Следующие события из ее биографии нагнетают страх и ужас.

Герой растет в образовавшейся после войны ГДР, становится учеником Йозефа Бойса и однокашником по дюссельдорфской Академии художеств персонажа, прототипом которого является художник Гюнтер Юккер. Зрители получат особенное удовольствие от того момента, когда Барнерт превращается в того самого Рихтера, которого все мы знаем. В фильме есть и антигерой — тесть Барнерта, нераскаявшийся нацист-гинеколог, на чьей совести принудительная стерилизация и уничтожение невинных, которого пугающе достоверно сыграл Себастьян Кох.

Герой Тома Шиллинга не захотел мириться с действующим режимом. Он понимал, что это может стоить ему жизни, но все-таки рискнул. Художник сбежал в Западную Германию. Герой идёт за своей мечтой. В жизни у него есть цель — учиться в школе искусств. Он хочет творить, руководствуясь собственным чутьём.

Нельзя сказать, что эта кинокартина рассказывает подлинную биографию одного из самых известных немецких художников. Однако Герхард Рихтер прижил настолько яркую и насыщенную событиями жизнь, что на ее основе получился невероятно увлекательный фильм. Этапы существования, выпавшие на долю героя, впечатляют. Не случайно кинолента «Работа без авторства» была номинирована на премию «Оскар» сразу в двух категориях.

Кинокартина охватила три исторических периода Германии. На происходящие вокруг события зритель смотрит глазами молодого, подающего большие надёжны художника Курта. В картинах великого мастера прослеживается не только его личная судьба, но и трагизм всего поколения. Жизненный сильный фильм «Работа без авторства» показывает, насколько творческому человеку важно чувствовать и ощущать себя свободным.

Фильм изобилует метафорами, эпитетами, красочными сравнениями. «Работа без авторства» — это не последовательное скучное повествование о жизненных этапах известного художника. Это лента, состоящая из сюжетных поворотов, интересных развязок, неожиданных встреч и событий.

Перед показом в нью-йоркском Музее современного искусства (МоМА) режиссер картины Флориана Хенкел фон Доннерсмарк рассказал, что все самые невероятные сцены его нового фильма основаны на реальных событиях. Фильм и вправду оставляет очень правдоподобное впечатление. Впрочем, не для всех. Сидевший рядом со мной на показе дилер Антон Керн, сын Георга Базелица, назвал фильм «китчем».

Выразил недовольство результатом и сам Рихтер в опубликованном в журнале New Yorker материале о фильме. Перед началом съемок он сотрудничал с творческой группой, консультировал режиссера и даже разрешил пригласить его ассистента для воссоздания своих новаторских полотен. Фон Доннерсмарк также консультировался с Робертом Сторром, куратором ретроспективы Рихтера 2002 года в МоМА. «Это очень хорошо, но не то, чего я ожидал», — сказал Сторр, также присутствовавший на показе. У Герхарда Рихтера изначально было требование не использовать в картине его настоящее имя и не показывать ни одну из его работ. Режиссер показывает живопись бывшего ассистента Рихтера. Однако художник решил, что личных подробностей из его собственной реальной жизни слишком много. В переписке с журналистом газеты New Yorker Рихтер говорит, что фильм вызвал у него «плохие чувства», а также «неприязнь как к фильму, так и к человеку».

При всех НО и недовольствах имеющих к фильму отношение лиц я рекомендую картину к просмотру! Некоторым может показаться, что фильм слегка затянут, но это не так. Во время просмотра кинокартина словно заряжает зрителей своей энергией. В конце остаётся приятное послевкусие и удовлетворение от увиденного.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s